Артист московского цирка Григорий
Попович был первым российским циркачом, уехавшим в начале перестройки работать
в США по контракту. Сегодня его Gregory Popovich Comedy & Pet Theater – весьма раскрученный в Америке «брэнд».
Попович со своими четвероногими артистами были гостями всех самых популярных
телевизионных шоу, получили звание лучшего семейного развлечения в Лас-Вегасе,
их часто приглашают на гастроли в Европу и Японию. Сейчас театр дает
представления в Брэнсоне, Миссури.
-Григорий, 15 кошек и
8 собак – где они живут?
-Они живут прямо в театре, в специальном, удобном помещении, соответствующем всем
требованиям организаций, стоящих на страже интересов животных. Я всегда следую их
рекомендациям. Да даже без их рекомендаций, животные у меня всегда живут в
хороших условиях. Естественно, собаки
отдельно, кошки - отдельно. И не потому что «как кошка с собакой», они
прекрасно работают вместе, играют, просто чтобы порядка больше было.
-Всех этих животных вы
спасали из приютов?
-Да. Когда я приехал в Америку, я не
знал, что существуют такие приюты для животных. В России, когда уезжал сюда
работать по контракту в 1991, ничего подобного не было. И вот здесь, когда я
задумал свое шоу с животными, мои друзья
посоветовали мне обратиться в шелтер. Я пришел и был
поражен с одной стороны, какие условия
созданы для бездомных животных, а с другой – как много хозяев отказываются от
животных. На встречах со зрителями, на презентациях, я стараюсь объяснять, что
у каждого животного, так же, как и у
людей – свой характер и человек, который
покупает или берет в дом кошку или собаку, несет ответственность за них.
-Григорий, все ли
кошки и собаки поддаются дрессировке или есть «неспособные»?
-В принципе,
все. Но как только что я сказал, у каждого животного – свой характер и
темперамент: кто-то более ленивый, кто-то, наоборот, боевой, готов делать все… Самое главное тут -
найти трюк, который соответствовал бы характеру животного. У каждой
кошки, например, есть свои привычки. Их дрессировка отличается от работы с
собаками, потому что кошки очень независимы. С ними, как с женщинами: нужно
давать им делать то, что им нравится, что они хотят. Тебе нравится сидеть у
меня на плече или ходить возле моих ног – давай, будем это делать. И причем, не
тысячу раз в день, кошку невозможно в отличие от собаки, заставить что-то
делать, а в игре, один раз в день. Так они привыкают к трюку.
На сцене у меня
работает 12 кошек, каждая делает по два трюка. И если я чувствую, что кто-то из
них сегодня в плохом настроении, я даже не приглашаю их сделать свой номер.
-Полный зал зрителей…Даже самые знаменитые артисты говорят, что очень волнуются,
выходя на сцену. Как справляются с таким стрессом животные?
-Для них стресса нет. В состоянии
стресса они просто не будут работать. В процессе тренировки мы постепенно
добавляем музыку, свет, я прошу своих друзей-артистов посидеть, так что к
моменту представления они уже привычны ко всему этому.
-Обычно цирковые
артисты – узкие профессионалы. А вы на сцене и жонглер, и эквилибрист, и акробат, и дрессировщик…
- Это у меня
с детства. Я вырос в цирковой семье, и родители начали со мной репетировать,
когда мне было 5 лет. Моя основная цирковая профессия – жонглер. Я лауреат
многих международных конкурсов, дважды чемпион мира по жонглированию. Моя мама
была дрессировщицей собак, я часто помогал ей, так что с детства знал, что такое дрессура. Клоунада с детства же была
моим хобби и любовью. Я вырос в советском цирке, когда там было много
замечательных клоунов: Никулин, Попов, Карандаш, Енгибаров…Что ни имя – то уникальная личность. Их
смотрели коллеги-артисты каждый день,
потому что было просто интересно. Еще в
России я пробовал эксцентрику – переход к клоунаде. Клоунада – это очень сложный
жанр, в котором важно не только умение смешить, создавать образ, но и владение
разными жанрами: дрессурой, жонгляжом,
акробатикой.
В России я
может быть, не стал бы таким универсалом, но здесь, в Америке, когда я создал
свое шоу, и не было возможности
приглашать других артистов, пришлось все делать самому. Получилась такая
своеобразная форма – мини-цирк одного артиста.
-Григорий, как вы оказались в Америке, если не секрет?
-Я приехал по контракту, по
приглашению знаменитого американского цирка, когда только началась перестройка,
приоткрылись двери…Это было то время, когда хоккеист
Фетисов добивался права на выезд. Я не был майором армии, и мне без проблем
дали разрешение. Юрий Владимирович Никулин помог мне все официально оформить
через Министерство культуры.
Я до сих пор гражданин России.
- А где у вас дом в Америке?
-В Лас-Вегасе. Но вообще, как у
нормального артиста – мой дом – на колесах. Сама специфика шоу-бизнеса
подразумевает частые переезды. Исторически так сложилось. Сегодня в Америке есть
лишь несколько мест, где публика меняется и артисты могут работать на одном
месте: это Лас-Вегас, Брэнсон, Атлантик-Сити…В Брэнсоне мы работаем
практически по полгода.
-Как котируется сегодня Брэнсон в мире
шоу-бизнеса?
-Номер два после Лас-Вегаса. Я лично
очень люблю атмосферу Брэнсона. Лас-Вегас в последнее
время стал очень жестким, конкурентным городом, где за аренду залов требуют
просто нереальные суммы. Брэнсон намного проще,
спокойней, демократичней, публика очень доброжелательная. Вообще, я скажу, что
на Мидвесте чувствуешь себя как дома. Очень хорошее
место для жизни.
-Часто ли среди ваших зрителей вы видите своих соотечественников?
- Иногда мы работаем специально для
русскоязычных зрителей. В прошлом году были в Сент-Луисе, работали на Восточном
побережье и в Канаде. Этой осенью мы планируем тур по русской Калифорнии и Мидвесту. Реакция русских зрителей отличается от реакции
американцев, которые могут восхищаться пустяком. Русские более требовательны и
взыскательны. Но зато если уж сделал по-настоящему серьезный трюк, они
обязательно оценят.